preload
 

Shacman F2000

Типы: самосвал, седельный тягач, шасси.
Назначение: для перевозки сыпучих грузов; для перевозки посредством полуприцепной техники грузов и оборудования; для установки на грузовую платформу различного оборудования для коммунального и сельского хозяйства.

Смотреть подробнее

Shacman F3000

Типы: самосвал, седельный тягач, миксер, бортовой грузовик, шасси.
Назначение: для перевозки сыпучих/не сыпучих грузов, оборудования и спецтехники; для смешивания, транспортировки бетонно-растворной смеси; установки на грузовую платформу различного оборудования.

Смотреть подробнее

Shacman X3000

Типы: самосвал, седельный тягач, шасси.
Назначение: для перевозки сыпучих грузов; для перевозки посредством полуприцепной техники грузов и оборудования; для установки на грузовую платформу различного оборудования для коммунального и сельского хозяйства.

Смотреть подробнее
Главная \ Статьи \ Тахограф на грузовом автомобиле: задачи, разновидности, установка, принцип работы

Тахограф на грузовом автомобиле: задачи, разновидности, установка, принцип работы

Тахограф – это прибор, который устанавливается в транспортном средстве для объективного контроля параметров его эксплуатации. Он подключается к датчикам, регистрирующим скорость, пробег и другие показатели. В зависимости от типа и модели тахограф также имеет собственные механизмы фиксации важных для работы данных – часовой механизм, систему спутниковой навигации и т. д.

Изначально потребность в оборудовании автомобилей контрольными приборами была вызвана желанием владельцев ТС иметь достоверную информацию об использовании своего имущества, длительное время находящегося вне зоны наблюдения любыми другими средствами. Поэтому первые модели изготавливали на базе часовых механизмов, а регистрация данных происходила на вращающийся бумажный диск.

В настоящее время аналоговые устройства, ведущие запись на физический носитель, устарели и больше не используются. На смену им пришли современные электронные приборы, основанные на цифровой обработке информации.

Основное назначение тахографа

Главной функцией контрольного устройства (так обозначаются тахографы в международных соглашениях ЕС) служит независимая фиксация показателей, оговоренных законодательством стран, где оно используется: времени в пути, скорости и других необходимых параметров. Эти данные сохраняются в памяти прибора и могут быть изучены на маршруте при проверке уполномоченным надзорным органом. Также устройство позволяет считывать информацию о выполненном рейсе после возвращения ТС в место базирования представителем владельца, имеющим соответствующий доступ.

В функции современного тахографа входят:

  • регистрация скорости и выполненного пробега;

  • контроль времени непрерывного движения, перерывов на отдых, режима труда каждого из водителей;

  • запись всей собранной информации в зашифрованном виде в защищенную память, не допускающую редактирования.

Последнее требование является определяющим для допуска конкретной модели устройства к использованию, так как невозможность изменить информацию является гарантией его объективности.

Для чего используется тахограф

Применение тахографа позволяет вести независимое наблюдение за выполнением водителями установленных законом требований к режиму труда и отдыха водителей, которые непосредственно влияют на безопасность движения. Прибор обеспечивает постоянный объективный учет этих показателей в форме, исключающей возможность фальсификации. Поэтому записанные тахографом данные признаются имеющими юридическую силу и могут быть использованы контролерами при составлении протоколов, вынесении постановлений о привлечении нарушителя к ответственности или в суде.

Международная практика. Европейское законодательство включает весьма жесткие санкции за эксплуатацию без контрольного прибора транспортных средств, на которых он должен быть установлен. Также имеются наказания за неправильное применение тахографа, нарушающее достоверность его показателей, а также использование просроченных или недействительных карт водителя. Размеры штрафов за эти действия в странах ЕС могут составлять от 500 до 6000 евро.

Тахографы в РФ. Российские законы ввели обязательность установки тахографов на отдельные типы ТС с 2010 года. Начиная с 2013 года Приказом Минтранса определены виды транспортных средств, для которых оборудование тахографом обязательно:

  • грузовые автомобили с максимальной массой 3,5…12 тонн (категория N2) и свыше 12 тонн (категория N3);

  • пассажирские автобусы и микроавтобусы, имеющие более 8 мест для перевозки людей (категории М2 и М3);

  • транспорт, используемый при перевозке опасных грузов;

  • специальные машины и механизмы с грузоподъемными устройствами – самосвалы, краны-манипуляторы.

Применять контрольное устройство нужно при любых коммерческих или грузовых перевозках. Если прибор оборудован режимом «OUT», временно отключающим регистрацию данных, то использовать эту функцию можно только при перегоне, движении к месту ремонта или проведения технического осмотра. Движение с пассажирами или грузом при выключенном тахографе служит основанием для штрафа.

Разновидности тахографов

В качестве тахографа может быть использовано только такое устройство, которое полностью соответствует требованиям нормативов, что подтверждено сертификатом и допуском от уполномоченного государственного органа. В настоящее время не допускаются к работе приборы аналогового типа любых моделей.

При международных перевозках необходимо иметь на борту ТС контрольное устройство, удовлетворяющее стандартам ЕСТР. Для работы на территории России необходимо использовать цифровой прибор, оснащенный модулем СКЗИ (криптографической защиты данных).

Такие изделия оборудуются модулем спутниковой навигации ГЛОНАСС, собственными датчиками, автономной энергонезависимой памятью с самостоятельным питанием от встроенной батареи.

Целью такого прибора служит цифровая обработка и шифрование собранных данных в формате, исключающем возможность редактирования. Для получения и дешифровки информации требуется особый электронный ключ в виде специальной карты.

Разновидности электронных карт. Для доступа к функциям тахографа необходимы карты с встроенным чипом. Права доступа определяются типом карты:

  • водителя – выдается на конкретное лицо с ограниченным сроком действия (по его истечении необходим перевыпуск) и позволяет идентифицировать лицо, находящееся за рулем в каждый момент времени;

  • предприятия – оформляется на владельца автомобиля для получения и анализа данных о выполненном рейсе;

  • мастерской – предоставляет доступ к функциям сервиса и настройки прибора;

  • контролера – используется уполномоченным лицом при проведении контрольной проверки.

Контрольные карты используют сотрудники Ространснадзора с участием ДПС ГИБДД для получения информации о соблюдении водителями норм закона. Они предоставляют доступ к допущенным нарушениям скоростного режима, разрешенного предельного времени управления без отдыха, фактам отключения питания или датчиков.

Типы тахографов, разрешенных к использованию. В настоящее время для работы на территории ЕС допущены следующие марки контрольных устройств, прошедших сертификацию ЕСТР:

  • VDO (торговая марка фирмы Continental Automotive);

  • EFKON AG;

  • Stoneridge Electronics;

  • ACTIA.

В России распространены сертифицированные модели таких марок, как:

  • «Меркурий»;

  • АТОЛ;

  • КАСБИ;

  • ШТРИХ-ТахоRUS;

  • VDO DTCO и других.

Установка тахографа

Правом проводить монтаж, активацию, калибровку и другие операции с контрольными устройствами в РФ обладают только специализированные сервисные центры, получившие необходимые разрешения Минтранса и ФБУ «Росавтотранс». Обслуживание криптографического оборудования требует наличия лицензии ФСБ РФ. Самостоятельно установленный тахограф не признается законным средством контроля, его данные юридической силой не обладают.

Специалисты сервисного центра выберут наиболее оптимальное место монтажа, доступное водителю, подключат прибор к бортовой сети и датчикам. После активации, проверки и настройки корпус устройства пломбируется.