Типы: самосвал, седельный тягач, шасси, миксер.
Назначение: для перевозки сыпучих грузов; для перевозки посредством полуприцепной техники грузов и оборудования; для установки на грузовую платформу различного оборудования для коммунального и сельского хозяйства.
Что входит в регулярное ТО грузового автомобиля
Регулярное техническое обслуживание, или ТО – это комплекс проверок и работ, включающих замену комплектующих и технических жидкостей, предусмотренный законодательством и производителем для поддержания работоспособности основных узлов автомобиля. Эти периодические мероприятия имеют свои нюансы, о которых обязан знать каждый владелец любого грузового транспорта. О том, как часто должно проводиться ТО и какие работы в него входят, расскажем в этой статье.
Периодичность планового ТО
Согласно стандарту ГОСТ 21624-81, выделяют три вида техобслуживания транспортных средств:
- ежедневное обслуживание. Оно, как следует из названия, проводится раз в сутки, то есть каждый день;
- первое ТО (ТО-01). Плановую проверку осуществляют не менее чем через 4000 км пробега в зависимости от марки автомобиля (для техники Shacman производитель рекомендует проводить ее каждые 7500 км);
- второе ТО (ТО-02) – плановая проверка второго уровня, не менее чем через 15 000 км.
Существует и еще два вида техобслуживания, не регламентированных стандартом:
- а период обкатки. Срок устанавливается компанией – производителем автомобиля и может составлять от 1000 до 4000 км пробега;
- сезонное. Осуществляется два раза в год: осенью и весной.
Также рекомендации производителя могу подразумевать последующие технические обслуживания третьего и четвертого уровня – ГОСТом они не предполагаются.
Что включают разные виды ТО грузового автомобиля
Ежедневное обслуживание
Контрольные работы. Они включают в себя:
- общий осмотр техники для выявления внешних повреждений, проверку кабины (ее общего состояния и запорного механизма), контроль давления воздуха в шинах, состояния рессор, а также наличия на автомобиле номерных знаков;
- проверку исправности фар, стеклоочистителей, сигнализации, компрессора и генератора;
- проверку герметичности тормозных приводов с целью обнаружения вероятной течи;
- у самосвала проверяется работа механизма, отвечающего за подъем и упор платформы, исправность заднего борта;
- у седельного тягача проверяется исправность седельно-сцепного устройства.
Смазочные и заправочные работы. Этот этап предполагает:
- проверку уровня жидкости в системе охлаждения, а также в бачке для обмыва стекол;
- контроль уровня топлива;
- в холодное время года – слив отстоя из топливного бака и топливного фильтра тонкой очистки;
- контроль уровня масла в картере двигателя;
- слив конденсата из воздушных баллонов пневматического привода тормозов.
Очистка и мойка. Они проводятся при необходимости и предполагают не только уборку в кабине, но и очистку номеров, а также фар и зеркал заднего вида.
Первое ТО (ТО-01)
ТО первого уровня проводится с целью предотвратить возможные поломки, способные вывести автомобиль из строя, увеличить потребление топлива и других расходных материалов, повысить степень загрязнения воздуха. Стоит помнить, что в зависимости от климата, если, например, зимой температура опускается ниже 10 градусов, а летом поднимается выше тридцати, межсервисные интервалы могут быть сокращены. Помимо работ, которые предполагает ежедневное обслуживание, ТО-1 включает следующие.
Проверка ходовой части. В перечень работ входит проверка деталей на предмет трещин, ослабление соединения, контроль состояния шин, а также гаек крепления.
Проверка системы питания. Контролируется исправность механизма подачи топлива, моторного тормоза, а также герметичность соединений.
Дополнительные мероприятия. В эту категорию входят:
- проверка натяжения ремня водяного насоса;
- контроль работы сцепления;
- проверка карданной передачи, включающая контроль люфта и шлицевого соединения, а также гаек крепления фланцев карданного вала;
- проверка заднего моста с целью обнаружения подтеков в его соединениях.
Проверка тормозной системы. В эту категорию входит:
- контроль правильности работы компрессора;
- проверка герметичности соединений;
- отслеживание состояний креплений деталей;
- проверка хода штоков тормозных камер;
- контроль исправности привода и ручного тормоза, а также хода рукояти;
- контроль напряжения ремня привода компрессора;
- регулировка свободного хода педали тормоза, если в этом есть необходимость.
Техническое обслуживание рулевого управления и переднего моста. Оно заключается:
- в проверке крепления гаек, сошки руля, шаровых пальцев рулевых тяг, состояния стопорных шайб;
- проверке свободного хода рулевого колеса, люфта в шарнирах рулевых тяг и гидроусилителя;
- контроле люфта подшипников ступиц передних колес.
ТО электрооборудования. Включает внешний осмотр состояния электропроводки, шлангов и чехлов. Дополнительно проверяется состояние и крепление аккумуляторных батарей, уровень электролита, очищаются вентиляционные отверстия.
Второе ТО (ТО-02)
Оно проводится чаще первого и отличается большей масштабностью и трудоемкостью. Именно в процессе ТО второго уровня выявляются все возможные неисправности, сбои регулировки, все обнаруженные недочеты устраняются. ТО-02 – это практически полная диагностика автомобиля.
ТО двигателя. Проверяются гайки крепления двигателя на раме, а также соединение приемных труб глушителя с рамой и стремянки выхлопной трубы глушителя с рамой.
Проверка рулевого управления и переднего моста. Она включает:
- контроль состояния сальников на отсутствие повреждений и подтеканий масла;
- проверку состояния балки переднего моста, угла поворота передних колес, величину схождения;
- регулировку натяжения ремня привода насоса гидроусилителя.
Проверка КПП. Регулируется положение коробки опоры передач, проводится проверка состояния крепления механизма коробки с рамой.
ТО ходовой части. Оно подразумевает:
- проверку расположения мостов, отсутствие перекосов;
- контроль состояния амортизаторов;
- оценку состояния ободьев и прижимов колес.
Контроль работы электрооборудования. Проверяется заряд аккумуляторной батареи, проводится очистка от грязи и масла генератора и стартера. Также производится оценка направления светового потока фар, проверка их установки.
Проверка тормозной системы. В нее входит контроль состояния тормозных колесных механизмов, оценка состояния фрикционных накладок задних ножных тормозов, а также проверка гаек крепления хомутов воздушных баллонов.
Полный перечень работ, осуществляемых в ходе ТО, и правила их проведения можно найти в тексте стандарта ГОСТ 21624-81, а также в официальной документации производителей и дилеров автомобильной техники.