Типы: самосвал, седельный тягач, шасси, миксер.
Назначение: для перевозки сыпучих грузов; для перевозки посредством полуприцепной техники грузов и оборудования; для установки на грузовую платформу различного оборудования для коммунального и сельского хозяйства.
Классификация и виды грузовых автомобилей
Чтобы не ошибиться при выборе и купить наиболее оптимальный вариант автомобиля, нужно заранее определиться с тем, какие виды грузов и на какое расстояние предполагается перевозить, с какой периодичностью, сколько времени занимает один рейс и множество иных факторов.
Грузоподъемность автомобиля
Эта техническая характеристика – одна из наиболее важных при выборе техники, потому что именно она показывает, какое количество груза можно перевезти за один рейс.
По грузоподъемности грузовые автомобили делятся на 4 класса:
- малый – от 500 кг до 2 т;
- средний – от 2 до 5 т;
- большой – от 5 до 16 т;
- сверхтяжелый или крупнотоннажный – от 16 т и выше.
Выбирать грузоподъемность машины следует, руководствуясь здравым смыслом, поскольку покупка «с запасом» приведет лишь к неоправданным расходам. Разумеется, можно развозить заказы в службе заказов интернет-магазина, используя КАМАЗ, но это не имеет смысла с точки зрения экономики. Кроме того, более грузоподъемный транспорт может быть ограничен запретами въезда в определенные зоны, куда его компактный коллега проедет без проблем.
Количество осей
Грузовик может иметь две, три, четыре оси и более. Эта характеристика прямо влияет на показатель максимальной осевой нагрузки, который часто лимитируется некоторым пределом, чтобы сберечь дорожное покрытие. При этом соблюдение ограничений контролируется установкой весов, реагирующих не на общий вес ТС, а именно на нагрузку на ось.
В ряде случаев трехосный самосвал попадает под сезонные ограничения и не имеет права передвигаться по дорогам, в то же время четырехосная машина соответствует требованиям и свободно проходит весовой контроль.
Колесная формула
Характеристика, объединяющая в себе как количество осей, так и число ведущих колес. Состоит из двух чисел, первое из которых обозначает общее количество колес в автомобиле, а второе – сколько из них являются ведущими. Совпадение первой и второй цифры в колесной формуле говорит о наличии полного привода.
Существуют шасси для перевозки особых грузов – например, межконтинентальных ракет, с колесной формулой 16 х 16. В обычной хозяйственной деятельности встречаются более простые разновидности:
- 4 х 2 (всего 4 колеса, из которых 2 ведущие);
- 4 х 4 (всего 4 колеса, привод полный);
- 6 х 4;
- 8 х 2;
- 8 х 4.
Полная масса грузового автомобиля
Характеристика, связанная с предыдущими. Показывает суммарный вес автомобиля с грузом, включая собственную массу ТС, полную заправку топливом, массу водителя и пассажиров, а также непосредственно перевозимого груза. Этот показатель фиксируется в техническом паспорте и другой документации на тип транспортного средства. Его превышение наказывается штрафом. Различают следующие пределы полной массы авто:
- менее 1,2 тонны;
- 1,2…2,0 тонны;
- 2…8 тонн;
- 8…14 тонн;
- 14…20 тонн;
- 20…40 тонн;
- более 40 тонн.
Состав ТС
По составу транспортное средство может быть одиночным или входить в состав автопоезда.
Одиночное транспортное средство – имеет кузов и кабину, конструктивно объединенные между собой.
Прицеп – транспортное средство, не имеющее собственного двигателя. Приводится в движение другим ТС (тягач, фургон и т. д.). При этом нагрузка от перевозимого груза на тягач не передается, а распределена только по осям самого прицепа.
Полуприцеп не является самостоятельным ТС. Он буксируется специально оборудованным седельным тягачом, принимающим на себя часть нагрузки.
Автопоезд – составное транспортное средство, состоящее из оборудованного двигателем тягача, полуприцепа или прицепа.
Седельный автопоезд – сочетание седельного тягача и полуприцепа. Часто на жаргоне называется «фурой».
Классификация по типу двигателя
Грузовой автомобиль может иметь силовой агрегат, использующий один из трех видов горючего:
- бензин;
- дизель;
- газ.
Дизельный мотор. Имеет наибольшее распространение среди грузовой техники, специальных машин и механизмов. Причина этого – в большей экономичности эксплуатации и долговечности. Дизельный ДВС расходует на 100 км пробега на 10…20 % меньше топлива, чем бензиновые аналоги сопоставимой мощности. Эксплуатационный ресурс дизеля нередко достигает межремонтного пробега 1 миллион километров, что в 2–3 раза больше, чем гарантированный пробег двигателей на бензине.
Бензиновые двигатели. Имеют лучшие показатели динамики езды, менее шумны, легче заводятся на морозе. Их используют на небольших развозных фургонах, эксплуатируемых внутри города.
Газобалонные силовые агрегаты. Имеют два достоинства – экономичность (цена газа всегда ниже, чем нефтепродуктов) и экологическую чистоту выхлопа. Их распространению в России препятствует неразвитая сеть специальных заправок, особенно на междугородних трассах. Поэтому моторы на газе можно встретить в основном на коммунальной технике, не удаляющейся далеко от гаража, а также на пассажирском транспорте, двигающемся по маршрутам.
Тип кузова
Различные типы кузовов предназначены для использования в перевозке наиболее подходящих грузов с учетом особенностей. Неправильный выбор кузова сильно усложнит погрузочно-разгрузочные работы, а в ряде случаев приведет к наказанию за нецелевое использование транспорта.
Наиболее часто встречаются:
Бортовой. Представляет собой платформу, которая огорожена откидными бортами. Перевозимый груз ничем не защищен от воздействия внешней среды или хищения. Зато данный кузов очень легко поддается погрузке и разгрузке с применением любых механизмов.
Тентованный. Наиболее частый из всех видов, представляет собой бортовой кузов, снабженный стационарным или съемным тентом из мягкого материала. Главное преимущество этого типа кузовов – малый вес конструкции, не создающий дополнительной нагрузки на ось при порожнем пробеге и не уменьшающий грузоподъемности машины за счет собственной массы. Неплохо изолирует перевозимые грузы от атмосферных осадков и ветра.
Цельнометаллический кузов (нередко называется фургоном). Обеспечивает самую лучшую защиту груза от внешних воздействий, его сохранность на стоянке. В случае оборудования дополнительным слоем теплоизоляции относится уже к другому типу – изотермическому фургону. Недостатки: большая масса, а также ограниченные возможности погрузки.
Автоцистерна. Используется для перевозки жидких или газообразных материалов. Представляет собой установленную на шасси бочку цилиндрической, овальной или многогранной формы. В зависимости от назначения оборудуется внутренними перегородками, сливными насосами, дозирующими приборами и т. д.
Кроме перечисленных, выпускаются различные виды строительной и специальной техники, платформы, самосвалы, подъемное оборудование (краны, автопогрузчики) и множество других разновидностей.